Привет, друзья!
В этом материале мы рассмотрим с вами эксклюзивный цилиндровый механизм секретности TOKOZ PRO. Эксклюзивный – потому что пока не продается в нашей стране, и потому что имеет очень интересное строение.
Токоз – это Чешский производитель замочно-скобянной продукции. Его деятельность начинается аж с 1920 года. Сначала Токоз специализировался на выпуске именно навесных замков. Но со временем линейка товаров росла и ширилась, и сейчас они изготавливают всё, вплоть до высокосекретных цилиндровых механизмов.
В нашей стране марка TOKOZ пока не получила никакого распространения. Но на наш взгляд – это совсем ненадолго. Русскоязычный сайт у них уже присутствует. А от коллег из других стран мы слышали, что у ТОКОЗа действительно есть очень достойные модели замков.
Ну что же, давайте приступим к рассмотрению!
Внешний вид, комплектация
Тот цилиндр, который мы будем рассматривать, имеет исполнение ключ-вертушка. То есть снаружи он управляется ключом, изнутри – поворотом вертушки.
В комплекте с цилиндром поставляются:
- пять ключей, у каждого из них пластиковая головка отличного друг от друга цвета. Чтобы связки и ключи домочадцев не путались
- карта клиента. Профиль ключа запатентован, болванок в свободном распространении нет. Дубликат ключа можно выполнить только по карте и только в авторизированном центре производителя
- Комплект инструкции по особенностям цилиндра, о которых мы будем говорить ниже.
Вертушка цилиндра не съемная. Это значит, что «примерить» вертушку другой формы и производителя не получится. Но скорее всего сам TOKOZ под свои цилиндры выпускает вертушки различных цветов и форм – это нормальная практика для европейского клиентоориентированного производителя.
Уникальность работы цилиндра
TOKOZ PRO в исполнении ключ-вертушка имеет функции, которая ранее не встречались нам в цилиндрах других производителей.
Если с внутренней стороны, преодолев некоторое усилие пружины, потянуть вертушку на себя, она поддастся, выйдет со штока на три миллиметра и зафиксируется в таком положении. При этом обладатель родного ключа открыть цилиндр уже не сможет – его ключ будет крутиться в скважине вхолостую.
Таким образом, в цилиндре TOKOZ PRO производитель реализовал функцию «ночной задвижки» в личинке.
На наш взгляд, функция в Российской действительности вредная. Потому что закрыться таким образом изнутри могут малые дети и старики, в ваше отсутствие. И было множество случаев, когда открыться сами они уже не смогут… В этом случае вы, обладатель родного ключа, быстро в экстренной ситуации попасть внутрь помещения не сможете: нужно будет вызывать специалистов по вскрытию замков.
С одной стороны, функция интересная, с другой стороны, на наш взгляд, опасная. Безусловно, цилиндры с отключаемым ключом будут пользоваться популярностью, но лишь у определенного круга покупателей.
В момент подготовки материала с нами на связь вышел представитель производителя и пояснил, что функция отключения ключа снаружи устанавливается опционально. И по желанию заказчика или дилера конкретного региона, может не использоваться в рассматриваемой модели
Ключ
Рассмотрев ключ ближе, понимаем, что цилиндр TOKOZ PRO имеет дисковое строение механизма. Ключ, кстати, выполнен из латуни.
У цилиндров такого типа секретные элементы представляют собой диски, которые при повороте ключа каждый поворачивается на определенный угол, заданный секретностью конкретного цилиндра. В этом мы сможем убедиться далее.
Помимо основной нарезки секретов на ключе просматривается луночное углубление. Необходимо оно для того, чтобы зафиксировать ключ в нужном положении при выставлении в замочной скважине. Как это работаем – смотрим ниже.
Модульность цилиндра
С удовольствие замечаем, что рассматриваемая модель цилиндра имеет модульный принцип сборки.
Это значит, что нужный размер цилиндра достигается путем сборки его модулей нужных длин. Безусловно, сборка цилиндра осуществляется продавцом или дилером конкретной страны или даже региона.
Во-первых, это удобно при транспортировке из одной страны в другую. Цилиндр поставляется не как законченное изделие, а как набор запчастей.
Во-вторых, как представителю, так и дилеру в регионах модульность позволяет значительно сократить складской запас, не уменьшая при этом ассортимент длин конкретной модели. А это значит, что дилер сможет предоставить хорошую адекватную цену для покупателя. Ну или значительно поднять свою маржу с продажи )))
Сборка цилиндра осуществляется на защитный сердечник, который выполнен из стали. При этом выбирается нужная длина сердечника, а также набор нужных модулей корпуса.
Соединяются модули на сердечник стальными штифтами – очень жесткое и надежное соединение.
Секретный модуль
Ничто не интересует нас больше, как принцип работы и строение секретного механизма, который расположен внутри так называемого секретного модуля.
Вот его разборкой мы сейчас и займемся.
Вытянув секретные элементы с ключом из корпуса, сразу же замечаем какой-то подпружиненный шарик. Он необходим для того, чтобы фиксировать модуль на определенном нулевом угле поворота. Делается это для того, чтобы пользователь имел четкую обратную связь и понимал, на какой стадии происходит его взаимодействие с цилиндром.
Любой дисковый цилиндр, в том числе и рассматриваемый, имеет балансный принцип работы. Это значит, что проверку кодовой комбинации осуществляет некий элемент – баланс.
В конкретном примере – это бруски (или запорные штифты), выполненные из карбида вольфрама (необычайно жесткий материал).
На изображении выше мы видим, что запорных штифта в цилиндре три. Один располагается сверху, два других – в фигурном радиальном пазе. Верхний – основной. Именно он упирается в корпус и не дает поворачиваться сердечнику тогда, когда набранная кодовая комбинация цилиндра неверна.
Два других штифта также участвуют в проверке кодовой комбинации, но и в том числе удерживают кодовые диски в определенных рабочих положениях.
Теперь давайте повернем родной ключ в механизме и посмотрим, что произойдет.
При повороте ключа на 90 градусов все кодовые диски выстроились в такие положения, когда под основным запорным штифтом образовался единый кодовый паз. Запорный штифт проваливается в кодовый паз, тем самым подтверждает – «секретность цилиндра набрана верно». Теперь ключ может вращаться дальше, открывая или закрывая корпус замка, в котором установлен.
Два других штифта в зависимости от стороны поворота, «ночуют» вместе, фиксируясь либо в одной, либо в другой стороне фигурного паза.
С кончиком ключа в механизме секретности TOKOZ взаимодействует диск вот с такой формой ключей скважины.
Предположительно, диск такой формы в цилиндре ТОКОЗ всегда располагается в этом месте. Он выполняет две задачи.
- Это выталкивание запорного штифта из кодового паза с противоположной стороны от захода замочной скважины при вращении ключа в противоположную сторону от изначальной.
- Фиксирование и удержание лезвия ключа в определенном положении.
А вот на фотографии ниже хорошо видны как запорные штифты, так и стопка кодовых элементов.
Давайте рассмотрим узел, который сейчас «надет» на лезвие ключа.
Будем называть её наборной планкой, вначале которой установлен узел фиксации ключа.
Помните, в самом начале мы рассматривали лезвие ключа и обнаружили на нём углубление сферической формы? Так вот именно на наборной планке неподвижно зафиксирован объемный диск, в котором располагаются подпружиненные стальные шарики.
Один шарик фиксирует и удерживает ключ в скважине после его выставления. Второй шарик опять же обеспечивает удобное управление цилиндром, фиксируя поворот сердечника на определенном угле поворота.
Секретность и кодовые элементы.
Секретность рассматриваемого цилиндра ТОКОЗ модели ПРО обеспечивают диски. Но диски необычные – ничего подобного нигде нами ранее не встречалось.
Диск состоит из двух частей: подвижная центральная часть. Её же можно назвать кодовой частью диска. И неподвижной частью, которой обеспечивается стопорение при неправильно набранном коде о запорные штифты.
Всего в механизме замка расположено 9 дисков. Но последний, как мы с вами выяснили выше, всегда одной и той же формы, и в обеспечении количества кодовых комбинаций не участвует.
А это значит, что в количестве не повторяющихся ключей участвуют лишь 8 дисков.
Анализируя кодовые диски конкретного цилиндра, можно с большой долей вероятности предположить, что существует всего четыре типоразмера диска. То есть каждый кодовый элемент может принимать одну из четырех возможных, заложенных производителем, формы.
Исходя из этого, можно рассчитать, что теоретическая серийная секретность механизма около 65 000 комбинаций, что для высокосекретного механизма, подразумевающего мастеризацию, относительно немного.
Практически наверняка у производителя TOKOZ рассматриваемый цилиндр может собираться, в том числе и на других профилях ключа. То есть на ключе с другой формой лезвия, с другим расположением пазов.
Выводы
Дисковый механизм секретности, благодаря своей необычной конструкции, хорошо защищен от многих наиболее распространенных видов интеллектуального вскрытия. Помимо этого дисковый механизм благодаря сниженным силам трения между ключом и кодовыми элементами, теоретически, имеет и больший ресурс работы, чем классические штифтовые цилиндры.
По факту же, ресурс работы зависит от множества факторов и определяется на соответствующих испытаниях перед запуском в серию.
Помимо отмычек, TOKOZ Pro защищен и от перелома стальным сердечником, и от сверления в скважину – встречной стальной каленой вставкой, опять же в форме диска.
При работе с цилиндром благодаря дисковой конструкции, немного непривычна манипуляция по возврату ключа при его вынимании из скважины. Но, как и с любым другим замком, здесь дело в привычке.
Комментарии
Опубликовано вс, 21/02/2016 - 13:33 пользователем Виктор1 Постоянная ссылка (Permalink)
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Очень хороший обзор и видео обзор. В конце видео обзора Вы считаете цилиндр Токоз хорошим продуктом, но я усматриваю несколько недостатков. Первый - это, со слов моих знакомых, очень жёсткая работа цилиндра при пользовании ключами (не тумблером), второй - маленькая секретность, т.е. можно купить два цилиндра, а у них окажутся одинаковые ключи, третий и основной - слабая защита от высверливания. Корпус латунный или из сплава и если просверлить небольшое отверстие под запорным штифтом, а это сделать не сложно даже броненакладка цилиндра не помеха, то при повороте "свёртышем" запорный штифт провалится в новый паз и замок можно открыть!
Прокомментируйте пожалуйста мои замечания, а также не изменилось ли Ваше мнение об этом продукте?
За ранее спасибо за ответ
Опубликовано пн, 22/02/2016 - 09:47 пользователем Marlboro Постоянная ссылка (Permalink)
Виктор, здравствуйте!
Виктор, здравствуйте!
Если вы усматриваете несколько недостатков - это просто замечательно. Будем обсуждать
1. Жесткая работа цилиндра - это выдумка. Цилиндр работает мягко и четко. А вот если его воткнуть в неправильно установленный корпус в двери, тогда может быть всё, что угодно. В том числе и тугая работа.
2.Невысокое количество кодовых комбинаций. Согласен. Я насчитал что-то около 50 000 комбинаций. Конечно же эта цифра не дает ни возможности купить два цилиндра с одинаковыми ключами (даже если вы специально будете ездить за этим по миру - вероятность мизерная), ни открыть цилиндр подбором ключа. Но на мой взгляд, для цилиндра с широкими возможностями мастеризации (как заявляет производитель) это маловато. Но мне кажется Чехи решают этот вопрос изменением формы ключевой скважины, или профиля, как называют это ключники. То есть изменили форму скважины диска - ключи предыдущей серии влазить не стали. Но это лишь моё предположение
3. Слабая защита от высверливания - не согласен. Кстати, в механизме три запорных штифта: два внутренних и один внешний. И если вы говорите о "легкости" сверления, и даже через броню, смею предположить, что цилиндры вы никогда не сверлили, тем более под бронёй
Опубликовано пн, 22/02/2016 - 15:29 пользователем Виктор1 Постоянная ссылка (Permalink)
Это Ваши слова: "Верхний –
Это Ваши слова: "Верхний – основной. Именно он упирается в корпус и не дает поворачиваться сердечнику тогда, когда набранная кодовая комбинация цилиндра неверна." Штифт упирается в корпус, корпус можно просверлить (метал мягкий, защита от высверливания в нижней части отсутствует) и сделать паз для штифта, просверлить можно например вот так ***ссылка удалена***. Опыт сверления, перелома цилиндров есть, потому и написал комментарий.
Опубликовано чт, 25/02/2016 - 07:16 пользователем Marlboro Постоянная ссылка (Permalink)
При первой разборке на видео
При первой разборке на видео сразу во всем разобраться не смог. Фиксирующих штифта три. Один внешний, два - внутренних.
Первый диск из каленой стали, в корпусе присутствует защита от сверления.
Теоретически ваш метод возможен, на практике - нужно проверять.
Опубликовано пт, 24/05/2019 - 12:31 пользователем 78 Постоянная ссылка (Permalink)
Два внутренних штифта - это
Опубликовано сб, 25/05/2019 - 08:17 пользователем Якут Постоянная ссылка (Permalink)
Дисковые замки отмыкаются
Опубликовано сб, 25/05/2019 - 12:57 пользователем 78 Постоянная ссылка (Permalink)
Якут, сними видео про
Опубликовано сб, 21/10/2023 - 02:28 пользователем Михаил 0 Постоянная ссылка (Permalink)
По сравнению с protec
По сравнению с protec отсутствуют ложные пазы. Думаю их нарезать
Добавить комментарий