Ежедневно, по всему миру, двери, совместно с установленными в них замками, сохраняют наше с вами имущество в целости и сохранности. Одним из видов механизма секретности используемых замков является цилиндровый механизм.
Его самые популярные названия - «личинка» и «цилиндр». Корректность этих названий оставим в стороне и будем использовать правильное – цилиндровый механизм.
В этом видеоматериале, на примере известного отечественного производителя, мы узнаем, как именно изготавливается цилиндровый механизм, который обеспечивает такие важные качества, как защита и работоспособность.
Линия по производству цилиндрового механизма состоит из десятка станков и почти сотни операций.
Профиль корпуса цилиндрового механизма европейского стандарта, для обеспечения взаимозаменяемости, имеет определенные размеры. Длина корпуса может быть самой разной и зависит от толщины двери.
Наиболее распространенный материал, для производства качественных цилиндровых механизмов – латунь. Латунь - сплав металлов, основными компонентами которого являются медь и цинк. Этот сплав имеет хорошие антикоррозийные, износостойкие и технологические свойства. От качества поставляемого материала зависит качество конечного изделия.
Изготовление корпуса
Изготовление цилиндрового механизма начинается с отрезки заготовки корпуса необходимой длины. Профиль подаётся в автоматическом режиме.
Отрезанная заготовка корпуса перемещается манипулятором под вторую фрезу – чтобы выбрать паз под поворотный кулачок. Обе фрезы закрыты защитными кожухами и здесь мы лишь можем видеть выход стружки в разные стороны, которым сопровождаются операции.
Поворотный кулачок – деталь, которая при повороте ключа, перемещает засов замка. Кулачок изготавливается на другом предприятии методом порошкового спекания. Здесь мы его увидим уже только на этапе сборки.
Далее заготовка корпуса манипуляторами переносится на следующую операцию – изготовление сквозного резьбового отверстия, через которое цилиндр будет крепиться в корпусе замка. Сначала станок сверлит отверстие, а затем с противоположной стороны подходит метчик, который и нарезает резьбу.
Диаметр резьбового отверстия - М5. Подавляющее большинство цилиндровых механизмов европейского DIN стандарта имеют именно такое отверстие в корпусе.
Далее корпуса манипуляторами загружают на ленту и отправляют на другой многофункциональный станок.
Пришло время обработать торцы полученной заготовки корпуса. Необходимо придать поверхности требуемую чистоту и нанести логотип производителя.
Далее, в заготовке сверлятся все необходимые отверстия. Вдоль, самые большие – для роторов или как их ещё называют «плаг». Следующая операция, сверление под шляпку плага – цекование.
Калибровка отверстия под плаг, сверление перпендикулярных отверстий под штифты.
После сверления отверстий под кодовые элементы, они дополнительно пробиваются, чтобы снять заусенцы.
Корпус цилиндрового механизма готов и отправляется на участок сборки.
А мы с вами отправляемся на участок изготовления ротора.
Изготвление ротора цилиндрового механизма замка
Ротор цилиндрового механизма – это подвижная часть, через которую ключ, при правильном совпадении «секрета» ключа и кодовых штифтов, вращает поворотный поводок. Изготовление ротора начинается с загрузки латунного профиля в станок. Подача происходит в автоматическом режиме.
Сначала станок сверлит отверстия для толкателя, деталь, с помощью которой кулачок входит в зацепление с поворотным поводком. Потом придаёт заготовке необходимый контур и отрезает её от латунного прутка. Длина ротора, зависит от длины корпуса цилиндрового механизма.
Далее, уже в другом станке сверлятся отверстия для кодовых штифтов.
Возможно, вам уже стало ясно, что отверстия под кодовые штифты в корпусе и в роторе совпадут и станут продолжением друг друга, после сборки механизма? По этим отверстиям в дальнейшем будут перемещаться подпружиненные пары кодовых штифтов.
На торцах заготовки ротора фрезеруются пазы. С внешней стороны – для более удобного вставления ключа, с внутренней стороны – для соединения с кулачком.
Куда же будет заходить ключ?
Для того чтобы в роторе получить отверстие под ключ нужного профиля – мы должны рассмотреть ещё одну операцию, а именно – протягивание паза.
Паз, выполняемый в центре ротора на всю его глубину, зачастую, имеет сложную форму. Фрезеровать или сверлить его – почти невозможно. Поэтому здесь используется именно протяжка.
Протяжка – многолезвийный инструмент с рядом последовательно выступающих одно над другим лезвий, через который, в данном случае, протягивается ротор, миллиметр за миллиметром срезая часть материала.
В результате, на выходе, форма паза в роторе повторяет форму протяжки. Изготовленный паз имеет высокую точность и чистоту поверхности.
Теперь ротор готов и тоже отправляется на участок сборки.
Вставленный в паз ротора ключ, имеющий такую же комбинацию «секрета» как и кодовые штифты в цилиндровом механизме, выставит на границе «ротор – корпус» кодовые штифты в одну линию. Это даст нам возможность повернуть ротор и поворотный поводок относительно корпуса, приводя в движение засов или засовы замка.
Но к этому мы ещё вернёмся, а пока. Как же изготавливаются сами кодовые штифты?
Изготовление кодовых штифтов
А изготавливаются они на токарном станке.
В зависимости от вида штифта и его назначения, сюда подаётся проволока либо из латуни, либо из нержавеющей стали. При помощи резцов, вытачиваются все необходимые мелкие детали, заданных размеров и форм.
Основные кодовые штифты изготавливаются из латуни. Штифты, защищающие от высверливания – из нержавеющей стали. Заглушки отверстий кодовых штифтов также изготавливаются здесь.
Как изготавливают ключ?
Одна из важнейших частей цилиндра – ключ. Деталь, которая несёт в себе секрет цилиндрового механизма в виде глухих отверстий. Ключ – это элемент цилиндрового механизма, через который владелец управляет замком, установленным в дверь.
Для изготовления ключа, в штамп, установленный на прессе, подаётся латунная лента, получаем заготовку необходимого контура.
Далее заготовки складываются в обойму и подаются на другой станок.
Здесь фрезеруется профиль ключа.
В мире существует десятки тысяч различных профилей, некоторые из которых отличаются друг от друга буквально микроскопической разницей, которой бывает достаточно, чтобы ключ с одним профилем не вошёл в скважину цилиндра с другим профилем. В нашем случае, профиль ключа, производитель разработал и изготовил под себя.
Промытые заготовки поступают в пресс для чеканки логотипа производителя и придания формы державке ключа.
Далее заготовки ключей попадают в автомат нарезки секретов ключа. Каждый «секрет» имеет свою маркировку, согласно зашифрованной книге кодов производителя. Сделано это таким образом, чтобы исключить нахождение зависимости, между «секретом» ключа и его маркировкой.
Нарезка высот происходит в закрытом кожухе, с обеих сторон заготовки одновременно.
Сборка цилиндрового механизма
Заключительный этап изготовления цилиндрового механизма – сборка.
Готовые к сборке детали передаются слесарю механосборочных работ. При помощи специальной оснастки, сборщик фиксирует корпус. Затем роторы фиксируются в корпусе при помощи стопорных колец. Согласно кодовой комбинации ключа в отверстия механизма секретности устанавливаются пары кодовых штифтов с пружинами. Затем отверстия в корпусе закрываются заглушками.
Обратим внимание на этот факт - цилиндровый механизм собирается согласно нарезанному «секрету» ключа. Собранный цилиндр поступает в службу качества, где он проходит проверку.
Проверка ислужба качества
Отдельного внимания заслуживает измерительная лаборатория производителя.
В начале каждой смены первые детали поступают в лабораторию, чтобы проверить заданные размеры. Видоизмерительный микроскоп снимает размеры оптическим и контактным методами, передавая значения на экран.
Предельное отклонение того или иного размера детали подсказывает, какой подстройки требуется тому или иному станку. Поскольку микроскоп замеряет тысячные доли миллиметра, а металл под воздействием внешней среды изменяется – в лаборатории поддерживается постоянная температура и влажность. Такая скрупулезность необходима для обеспечения высокого качества конечному изделию, что является залогом длительного срока службы.
Упаковка
Проверенные и принятые службой качества цилиндровые механизмы упаковываются. А затем поступают на склад в ожидании своего покупателя.
Один и тот же цилиндровый механизм может работать в самых разных замках. Замки могут отличаться друг от друга кардинально: размерами, вылетом ригелей и функционалом в целом. Но это уже совсем другая история…
Добавить комментарий